В мире больше неэффективного, чем вы думаете!
Сон в руку: иллюзия или реальность?
Как мотивировать себя и нужно ли это делать?
Тренинг

Слово «тренинг» происходит от старофранцузского глагола trahener (это слово произносится примерно как треине), который, в свою очередь, восходит к латинскому глаголу trahere, означающего «тянуть», «тащить», «волочить», так что английские слова training и train (поезд) являются однокоренными. Успешный тренер действительно предстает настоящим локомотивом, разгоняющим группу до максимальной скорости движения в сторону повышения эффективности работы. Кстати, именно глагол trahere используется в известном стоическом афоризме «volentem ducunt fata, nolentem trahunt» – «желающего судьба ведет, нежелающего – тащит»...

Тренинг– это форма обучения, направленная на целенаправленное и планомерное формирование у обучающихся эффективных способов действий (а не только на передачу знаний или запоминание описаний этих способов действий), и проводящаяся в группе, причем сама группа используется как одно из средств обучения. В современных условиях тренинг может быть не только полезным, но и бесполезным и даже вредным.

Не следует путать и смешивать психологический тренинг (психотренинг), социально-психологический тренинг - с одной стороны, и бизнес-тренинг.

Бизнес-тренинг (тренинг персонала, тренинг в организации) – это тренинг, участниками которого является действующий персонал коммерческой организации, и целью которого является формирование конкретных способов выполнения сотрудниками их должностных обязанностей или способов действий, оптимизирующих их работу и/или взаимодействие друг с другом. Бизнес-тренинг является одним из форматов обучения персонала, как функции управления человеческими ресурсами. Подробно и детально современный бизнес-тренинг как эффективный инструмент управления человеческими ресурсами рассмотрен в моей книге "Тренинг в организации".

Исторически бизнес-тренинг восходит к специальным способам передачи профессиональных секретов от мастера к ученику или подмастерью. Данные способы обучения на рабочем месте эволюционировали и обогащались за счет привнесения в них научных знаний и методов. Таким образом, на сегодняшний день методология бизнес-тренинга происходит из методов обучения на рабочем месте и методов, берущих начало в психологических науках, прежде всего, из когнитивной психологии, психологии научения, педагогической и возрастной психологии.

Необходимо пояснить, что термин "обучение на рабочем месте" - это калька термина «workplace learning», принятого в  ASTD. Ближайший русский аналог – «профессиональное обучение» – не  является  более подходящим, поскольку отсылает, скорее, к различным учреждениям профессионального образования и вводит ненужную дихотомию: «обучение профессиональное – обучение не профессиональное».

В связи с направленностью бизнес-тренинга на повышение эффективности работы сотрудников через передачу им эффективных способов действий, более продуктивных и/или менее затратных способов выполнения должностных обязанностей совершенно неправомерно возводить бизнес-тренинг к различным современным течениям групповой психотерапии, которые ориентированы на решение личностных проблем через катарсис, эмоциональное реагирование, фрустрацию и групповое влияние.

Необходимо видеть разницу между западными течениями групповой психотерапии и достижениями современной научной психологии. Эти две области сегодня совершенно неправомерно уравниваются, хотя лежащие в их основе теоретико-методологические ориентации и практические технологии диаметрально противоположны: научная психология ориентирована на получение объективных знаний средствами экспериментальных исследований, тогда как психотерапия ориентирована, прежде всего, на медицинские задачи борьбы с психической патологией.

Конечно, необоснованное заимствование методов психотерапии - это не единственная проблема тренинга в нашей стране. Можно даже выделить целое явление, связанное с некачественным тренингом в России - так называемый тренинг "по-русски".

Нельзя не подчеркнуть что, качественный тренинг не только формирует полезные навыки, оптимизирующие конкретную деятельность, но и делает человека более обучаемым, прививает ему конструктивное восприятие своих недостатков, когда человек вопринимает их в качестве зон роста, а не в качестве непреодолимых ограничений. А эти две характеристики (отличная обучаемость и конструктивное восприятие недостатков), во многом, и отличают успешных людей.

Вы можете пожаловаться на тренинг

Поделиться: