В мире больше неэффективного, чем вы думаете!
Сон в руку: иллюзия или реальность?
Как мотивировать себя и нужно ли это делать?
Тренинг "по-русски"

Сегодня в России сложилась ситуация, когда содержание тренинга (т.е. то, чему учат, что тренируют) поступает к тренерам не непосредственно из авторитетных источников, а, так сказать, через десятые руки. Как следствие, даже изначально качественный материал искажается и принимает форму либо полностью бесполезную, либо даже вредную.

То же самое происходит и с методами тренинга, которые сегодня в России, по сути, сводятся к различным играм и упражнениям. Считается, что просто поиграв в специально подобранные игры и обсудив их, участник тренинга может чему-то научиться. Это мнение о каком-то скрытом формирующем воздействии игр является, конечно, совершенно необоснованным. Кроме того, игры и упражнения зачастую используются тренерами не в соответствии с их изначальным предназначением, а по собственному произволу (например, игры, используемые в обучении актеров, переносятся в тренинг деловых коммуникаций). В результате эффективность упражнений снижается или же они вовсе превращаются в пустое времяпрепровождение. Подробнее эта проблема анализируется в моей статье "Тренеры, которые играют в игры".

В итоге получается, что по своему содержанию и методам современный среднестатистический российский тренинг представляет собой некую пустышку, погремушку, в которую можно поиграть в рабочее время, а потом благополучно забыть. Упражнения, по форме представляющие собой занимательные игры или психологические трюки, кочуют из программы в программу тренинга и от одного тренера к другому, применяясь без разбора к любым задачам обучения.

Такая ситуация возникает по ряду причин.

1. Тренеры не повышают собственную квалификацию, а напрямую заимствуют содержание и методы тренинга из источников, которые им кажутся релевантными целям и задачам обучения персонала, например, из своего первого образования. Хорошо еще, если оно психологическое или педагогическое…

2. Тренеры не достаточно владеют английским языком – а именно на английском языке описываются последние содержательные и методические достижения в области тренинга.

3. Тренеры ленятся находить статьи в авторитетных специализированных журналах и другие качественные источники, вместо этого используя сомнительные интернет-ресурсы или просто собственное воображение.

4. Сегодня в России нет устоявшейся практики научных исследований в области тренинга. Не проводятся эксперименты по выявлению, например, качественных, эффективных методов обучения.

5. Отсутствуют организации, достаточно мощные и авторитетные для проведения систематических и достоверных сертификаций бизнес-тренеров.

6. Тренинг не стал еще в нашей стране строго профессиональной областью деятельности. Так до сих пор в каталоге специальностей, в образовательных стандартах нет такой специальности как «тренер» или «специалист по обучению персонала». Поэтому на рынке тренинговых услуг действуют различные самоучки и дилетанты, а также просто мошенники, близкие к таким лженаучным областям, как экстрасенсорика, НЛП, соционика и пр.

Достаточно просто «забить» в любой «поисковик» слово «тренинг», чтобы на экран монитора посыпались объявления типа «тренинг управления судьбой», «кабала и бизнес», «гипноз и женская привлекательность» и прочие объявления, не имеющие к тренингу никакого отношения. Этот опыт, по сути, подтверждает перенасыщенность тренингового рынка суррогатными и лженаучными продуктами.

Даже на телевидении (и вообще в СМИ) понятие «тренинг» применяется прежде всего к различным психологически-финансовым пирамидам сектантского типа, к которым отдельные источники относят продукцию центра «Синтон»  (см., например, здесь) и ряда других менее известных «тренинговых» центров, проводящих, в частности, тренинги успешности, лидерства и пр. С примером подобных сюжетов на телевидении можно познакомиться здесь.

Ситуацию усугубляет то, что публикуемые сегодня пособия по тренингам в большинстве своем не рецензированы и не одобрены никакими релевантными тематике специалистами и структурами и содержат в основном описания упражнений, обычно бездумно позаимствованных из актерского мастерства, педагогики, переводных книг по психотерапии (эта проблема существует сегодня и в психологическом консультировании), а также просто придуманные авторами пособий и не прошедшие никакой методической проверки. Такая ситуация с пособиями полностью соответствует отсутствию официального профессионального статуса у деятельности по созданию и проведению тренингов. Переводные пособия тоже не отличаются высоким качеством, поскольку у издательств просто нет средств на выкуп прав издания действительно качественных пособий, ставших вехой на пути развития тренинга как инструмента бизнеса.

Кстати, говоря без лишней скромности, можно отметить, что проблема отсутствия качественных пособий по тренингу, во многом, решается моей книгой "Тренинг в организации".

Итак, в связи с указанными проблемами и пробелами, единственной, но вовсе не исчерпывающей, гарантией качества тренинга сегодня выступает раскрученная личность «тренера» или раскрученный бренд тренинговой компании. Эти символы позволяют и продать тренинг, и подтвердить его действенность. Однако в большинстве случаев сам по себе тренинг все равно остается игрой, не оставляющей полезного эффекта.

Одновременно тренинг является и хорошим средством для HR-директоров или других сотрудников, занимающихся приглашением провайдеров тренинговых услуг, подзаработать на откатах. Поэтому даже некачественные, бессодержательные и методологически неоформленные тренинги могут хорошо продаваться.

В итоге в России сегодня сформировалось устойчивое недоверие к тренингу как средству повышения производительности труда персонала и к тренерам как, не побоюсь этого слова,  классу. В большинстве случаев современные российские компании или совершенно разочаровываются в тренинге и перестают его покупать или же отводят ему роль одной из форм корпоративных событий, которые призваны, конечно, не сформировать навыки, а дать сотрудникам отдохнуть, пообщаться, поделать нечто интересное и необычное и таким образом повысить мотивацию к работе.

Справедливости ради следует отметить, что сегодня в России подобная ситуация имеет место не только в сфере услуг обучения персонала, но и в других сферах и отраслях бизнеса. Эти, в общем-то, позорные явления сегодня хорошо узнаваемы и прочно укоренились в массовом сознании под названием «бизнес по-русски». От пирамиды «МММ» до тысячи и одного способа продать пропавшую курицу. Главное – поработать над упаковкой, провести хороший промоушн и дело в шляпе – бизнес по-русски принесет свой доход. С примерами нарушений ГОСТа, приемов продажи испорченных продуктов миллионы людей могли познакомиться, в частности, в рамках телепроекта «Среда обитания».

В связи со всеми этими моментами сегодня очень важно, чтобы провайдеры услуг обучения персонала внимательно относились как к качеству отдельных тренинговых продуктов, так и к развитию методологии тренинга в целом. Необходимо и повышение компетентности заказчиков тренинга в выборе тренингов и оценке их реальной эффективности.

Поделиться: