На мой взгляд, наличие религиозных представлений – признак зрелой личности. Действительно, вряд ли можно считать взрослым и зрелым человека, который никогда не задумывался над вечными вопросами, такими, как «кто я?», «зачем я живу?», «в чем смысл нашего существования?». Но разумеется, просто задумываться мало. Хорошо бы еще сформулировать ответы на эти вопросы, а еще лучше – построить свою жизнь в соответствии с этими ответами. Действительно, религиозные представления человека в идеале должны быть целостными, непротиворечивыми, и, разумеется, они должны соответствовать поведению, поступкам человека, его образу жизни. В противном случае зрелость личности, на мой взгляд, оказывается под вопросом. Или кто-то может считать зрелым человека колеблющегося, постоянно меняющего свое мнение, человека, чьи убеждения расходятся с делами? Да и может ли быть вполне благополучным человек, перегруженный, так сказать, разнообразными когнитивными диссонансами вида «считаю, что поступать надо одним образом, а поступаю другим»?..
Конечно, зрелая личность должна быть готова и испытать свои убеждения, и отказаться от устаревших представлений под влиянием новых твердо установленных фактов.
А теперь давайте поговорим собственно о новой религиозности.
На мой взгляд, новая религиозность обладает следующими особенностями по сравнению с религиозностью традиционной (конечно, приведенные мною особенности не претендуют на истинность в последней инстанции).
Индивидуализм. В рамках новой религиозности не только считается, что все пути ведут к истине, но и что у каждого – свой путь. При этом новый верующий не стремится быть частью какой бы то ни было религиозной общины, никто для него не авторитет. Новый верующий сам решает, чему следовать, а чему – нет. Фигурально выражаясь, новый верующий смело исключает из десяти заповедей те, следование которым мешает самосовершенствованию, личностному росту, чудесной трансформации.
Секулярность. Новая религиозность вполне может существовать, а зачастую и существует вне институциональных рамок какой бы то ни было религии и религиозной общины. Зачастую в рамках новой религиозности традиционные религии объявляются устаревшими, ретроградными, излишне директивными, стремящимися подчинить верующих своей воле, навязать посредников там, где возможен прямой контакт с Богом или некими «высшими силами. Адепты новой религиозности в целом ряде случаев являются антиклерикалами, проявляют открытую агрессию по отношению к традиционным религиям.
Психотехнологичность. Различные элементы религиозного культа рассматриваются в рамках новой религиозности как некие психотехники, по сути, как магия, способная привести человека к просветлению, расширению сознания. Так, например, медитация, являющаяся частью традиционных религий (буддизма, индуизма), в рамках новой религиозности стала почему-то восприниматься не как элемент культа и составляющая религиозной практики, а как психотехника, приносящая желаемые плоды вне зависимости от религиозных убеждений человека.
Важной частью новой религиозности являются и самые разные лжепсихологические представления.
Психотерапия и тренинги, которые сегодня являются по преимуществу лжепсихологическими, также можно считать одной из составляющих новой религиозности. Психотерапия по сути и появилась как определенный заменитель религии, ее суррогат. Действительно, в рамках психотерапии с помощью научно не обоснованных, а зачастую и лженаучных методов (типа холотропного дыхания, расстановок по Хеллингеру или анализа сновидений), неких проработок и отреагирований пытаются решать проблемы религиозного уровня: самоопределения человека и поиска смысла жизни. Однако, по большей части, все, что может предложить психотерапия, – это отказаться от следования нормам, снять с себя ответственность (например, за своих детей или своих родителей), удовлетворять собственные желания, а не исполнять обязанности.
Магизм. Несмотря на ореол новизны, в действительности, новая религиозность представляет собой откат к магизму и другими примитивным религиозным представлениям типа анимизма и аниматизма. В частности, в рамках новой религиозности процветает рынок различных артефактов, по сути, фетишей – предметов, безделушек, амулетов, которые воспринимаются как средства достижения определенного состояния сознания или обретения способностей: поющие чаши, благовонные палочки, компасы для феншуя, шаманские бубны, хрустальные шары, ваджрные колокольчики, четки из рудракши, индейские ловцы снов, руны, карты таро. Все это превращается в инструменты «духовной» работы и чудесной трансформации человека.
Вдобавок, для адептов новой религиозности очень характерно магическое мышление.
Непоследовательность. Адепты новой религиозности не связывают себя религиозной дисциплиной, они все время мечутся, бросаются из крайности в крайность. Более того, в ряде случаев такие метания и религиозная всеядность прямо предписываются новыми религиозными гуру. Сегодня человек поехал на шаманское место силы, завтра поучаствовал в буддийском ретрите, послезавтра почитал «Тайную доктрину» мадам Блаватской, затем сходил на какой-нибудь тренинг, на следующей неделе начал практиковать кружение дервишей, затем стал читать какую-нибудь мантру по четкам, после чего сходил на холотропное дыхание, поучаствовал в расстановках по Хеллингеру, а потом принял участие в неоязыческом празднестве.
Сам же новый верующий, понятно, не воспринимает все это как непоследовательность и метания, а считает проявлением духовной мудрости, толерантности, недвойственности его сознания.
Синкретизм. Все новые религии, и все новые религиозные представления синкретичны. Все пути ведут к истине, поэтому пути можно в любых пропорциях смешивать друг с другом, а принципиально несовместимых путей просто нет: вчера вы занимались тантрическим сексом после динамической медитации, а сегодня стоите в понравившемся вам православном храме с «хорошей энергетикой», чтобы «подзарядиться»; местом силы является и языческое капище, и православный монастырь. Многие адепты новых религиозных движений считают, что то, что раньше скрывалось и доверялось только посвященным – эзотерика – сегодня доступно каждому. То, что раньше тибетские махатмы открывали лишь избранным ученикам, сегодня продается в любом эзотерическом книжном. Нужно лишь взять все лучшее из каждой религии, и тогда просветление придет.
Явные противоречия, существующие даже в рамках всей этой «эзотерики», нового верующего не смущают. Например, его не смущает, что китайские энергетические центры не совпадают с индийскими, а обе эти системы центров не совпадают с суфийской системой.
Лженаучность. Многие представления, широко распространенные среди адептов новой религиозности, являются откровенно лженаучными. Тут и вера в некую энергию, энергетику, поля, чакры, ауру, энергетические каналы, и приверженность психологическим мифам типа вытесненных воспоминаний, детских травм и необходимости катарсиса (отреагирования), и отрицание достижений современной науки, в частности, медицины: лекарства пить не надо, прививки делать не надо, рожать детей надо не в клинике с помощью специалистов, а дома и пр. Волшебные диеты, чудодейственные физические упражнения, секретные снадобья, целительные медитации – среди любителей новой религиозности широко распространены лженаучные методы из серии «помоги себе сам».
Традиционные же религии, как правило, с такого рода методами и продающими их лицами – шарлатанами – борются.
Эскапизм. Новая религиозность скорее позволяет держаться подальше от мира, от общества, от социальной нормы, чем быть полноценным членом общества. Если традиционные религии подталкивают своих последователей к тому, чтобы быть социально полезными членами общества, то адепты новой религиозности скорее хотят держаться от общества подальше, быть не такими как все, заниматься скорее самореализацией, чем выполнением своих социальных, в частности, семейных обязанностей, отрицают свой социальный (сыновний, родительский) долг. Конечно, многие новые религии, в подражание традиционным, занимаются благотворительностью, борьбой с наркоманией. Однако почему-то очень часто такого рода деятельность является своекорыстной: новые религии хотят сделать из тех, кому они помогали, своих адептов.
Итак, мы видим, что новая религиозность, хотя и является религиозностью по форме, говорит не о зрелости личности, а, наоборот, – о незрелости, инфантилизме. Любитель новой религиозности, с одной стороны, чувствует, что надо привнести в свою жизнь что-то религиозное, но, с другой стороны, не готов ради этого менять свой образ жизни, становиться более последовательным, дисциплинированным, социально полезным, изучать то, что дается не сразу. Ему намного легче купить легко читаемую книжку какого-нибудь Ошо или Толле и впасть в иллюзию соприкосновения с подлинно духовными, эзотерическими знаниями, чем реально работать над собой, в частности, над своим моральным обликом.
Схожие процессы, кстати, происходят сегодня во многих других сферах человеческой жизни.
Еда. Зачем что-то готовить, соблюдать последовательность блюд, тратить время? Лучше просто забежать в фудкорт и перекусить. Еда не очень качественная? Зато быстро, просто и вкусно. Не просто так новую религиозность на западе называют духовным фастфудом или дхарма-колой.
Музыка. Зачем изучать классическую музыку, развивать музыкальный вкус? Врубил компьютерную музыку и наслаждаешься по дороге из дома на работу в метро одним и тем же ритмом. Да и все эти консерватории – кому они нужны? Просто закачиваешь все подряд на мобилу, вставляешь «уши» и слушаешь. Музыка – это не вид искусства, не способ самопознания, а просто фон для поездок в метро и похода по магазинам.
Литература. Зачем напрягаться, читать классику, все эти описания характеров и скучные пейзажные зарисовки. Не цепляет. Намного лучше книги всяких донцовых и марининых – просто, быстро и цепляет. А еще лучше – вообще не читать книг, а просто листать новостную ленту в соцсетях, лайкать, комментить, репостить, делиться гифками, троллить.
Живопись. Зачем учиться живописи? Зачем стараться точно передать раскинувшийся перед нашим взором пейзаж? Эстетика не важна. Важно только самовыражение! Лучше просто заляпать холст спонтанными мазками, проявив себя, выразив то, что якобы дремлет в глубинах подсознания. А еще лучше – просто накакать в баночки, как это сделал «художник» по имени Пьеро Мандзони.
Семья. Зачем напрягаться, создавать семью, рожать детей?? Просто случайный секс, гражданский брак, ночные клубы, проститутки – легко, просто, без обязательств. А если и удалось создать семью, то развестись не проблема. Какая там ответственность? Главное, чтобы жена не пилила!
Так что новая религиозность – это не самостоятельное явления, а лишь опрокинутые в сферу религии до боли всем знакомые проблемы современного общества: индивидуализм, безответственность, социальная леность, инфантилизм, потребительское отношение к людям, обществу и жизни в целом.
Кстати, вполне закономерно, свобода ото «всех этих религиозных условностей и формальностей», независимость от организационной структуры традиционных религий и устранение «посредников в общении с Богом», часто оборачиваются несвободой и зависимостью. Маятник слишком далеко качнувшийся в сторону полной свободы духовной жизни, столь же далеко качается и в противоположную сторону, а адепт Нью Эйдж, любитель новой религиозности попадает в тоталитарную секту. По сути, тут ситуация примерно та же, что с уголовниками: человек, не желая подчиняться нормам общества, его законам, которые ему кажутся чересчур жесткими и несправедливыми, в итоге попадает в криминальные сообщества, в которых нормы намного жестче, как и ответственность за их нарушение, а потом вынужден сидеть в тюрьме, в которой законы общества, действительно, становятся предельно жесткими.
И конечно, всевозможные тусовки (как оффлайновые, так и сетевые) любителей новой религиозности, вырванных из религиозного контекста «духовных» практик и ненапряжного самосовершенствования – это излюбленные места для различных сектантских вербовщиков. Да, адепты новой религиозности – это, фактически, социальная база тоталитарных сект и деструктивных культов. Детальнее этот вопрос рассмотрен тут.
Итак, если вы почувствовали необходимость привнести в вашу жизнь религиозное измерение, обратите внимание на традиционные религии. Быть полноценным верующим в рамках традиционной религии очень непросто, но зато если у вас получится, вы станете по-настоящему зрелым, взрослым человеком.