Термин «психокульт» введен отечественными сектоведами для обозначения различных тренингов, тренинговых пирамид, тренинговых центров, деструктивных тренингов, тренингов личностного роста.
Этот термин необходим потому, что перечисленные способы сравнительно честного отъема денег у населения хотя и очень похожи на тоталитарные секты, но по ряду причин не могут быть официально отнесены к этой категории. Самая частая причина такой невозможности – отсутствие, так сказать, официального членства в организации, отсутствие продолжительного совместного проживания ее членов. Играет свою роль и отсутствие у психокультов явной религиозной тематики.
И здесь необходимо подчеркнуть следующие важные моменты.
Во-первых, надо сказать, что тоталитарные секты могут возникать не только на основе масштабных религиозных «новшеств», таких, как новые пророки, новые откровения, новая картина мироустройства или новые средства спасения.
Во-вторых, следует иметь в виду, что образы успеха, личного обогащения, продления жизни и здоровья, личностного роста, сексуальной привлекательности, семейного счастья, финансового благополучия, власти над людьми не менее притягательны, чем религиозные образы (вечная жизнь в раю на земле или потустороннем мире, спасение, общение с иным миром, с Богом).
В-третьих, религиозность многих современных сект – это уже не религиозность как таковая, а набор неких оккультных ключей, по сути, так называемых «психотехнологий», якобы позволяющих достичь различных привлекательных целей: просветления, успеха, благополучия, гармонии, расширения сознания и т.п. А в основе психокультов лежат именно психотехнологии. Психокульт по существу как раз и сводится к процессам продажи, освоения, передачи и применения психотехнологий.
Кстати, о мнимой действенности и отсутствии научной обоснованности всех этих психотехнологий мы еще поговорим ниже.
Таким образом, психокульты, действительно, очень похожи на секты. Даже для обывателя. Если простой человек увидит, чем занимаются на всех этих тренингах, семинарах, практиках, увидит типичных участников этих тренингов – людей с вымученно-выпученными от суррогатного счастья глазами – его первой реакцией будет именно восклицание «да это секта!»
Но на этом сходство с психокультов сектами не заканчивается. Да и речь тут идет не просто о внешнем сходстве, а о сущностном родстве.
И прежде всего тут надо вспомнить о том, что психокульты применяют практически те же методы вербовки, вовлечения, что и секты. Действительно, тоталитарные секты активно используют современные наработки в области рекламы и маркетинга, весьма активны в Интернете, соцсетях, активно вовлекают людей на основе различных форм персонального контакта. То же самое делают и психокульты.
Вдобавок, психокульты активно используют и применяемые сектами методы контроля сознания. В частности, как и секты, психокульты не дают человеку остаться одному, лишают его сна, ограничивают потребление им пищи, помещают в непривычную ситуацию, различными способами стремятся разорвать его связи с культурой, обществом, друзьями и, главное, с семьей, расшатывают нервную систему псевдорелигиозными практиками. Причем, как и в сектах, все эти приемы контроля сознания, активного манипулирования психикой, психического насилия подаются как ключи к личностному росту и благополучию, выдаются за действенные психотехнологии, способные трансформировать человека, превратить его в гения общения, лидера, творца своей судьбы и хозяина жизни.
Ну, и, разумеется, психокульты активно используют и разнообразные применяемые сектами способы эксплуатации, превращения человека в собственность секты, по сути, в раба. Так, из участников тренинга делают бесплатных помощников тренера, заставляют их активно привлекать людей на тренинг, тратить ради тренинга и тренера свои время, деньги и другие ресурсы. Причем, эти ресурсы изымаются из семьи и карьеры, так что разрушение этих двух важнейших компонентов социального бытия человека у адепта психокульта, как правило, неизбежно.
Также надо заметить, что в психокульте процветают и самые настоящие культы.
Прежде всего, это культ личности тренера, наставника. Лицо, придумавшее тренинг, практически обожествляется, считается гением, принесшим огромную пользу людям. Причем зачастую тут речь будет идти о гении одиноком и непризнанном, несправедливо обвиняемом в различных преступлениях. Характерным примером тут могут быть различные тренинги, медитации, практики, связанные с Бхагаваном Шри Раджнишем, известным так же под псевдонимом Ошо.
Также психокульты часто включают в себя идеи избранности, по сути, культ самих себя, процветающий среди прошедших тренинг и/или регулярно посещающих практики. Лидер психокульта может сознательно и активно насаждать этот культ. В частности, он может поощрять беседы на тему о том, какими ущербными являются люди, не прошедшие тренинг, а тем более, прошедшие, но не понявшие его полезности. Еще одной распространенной в психокультах темой общения является тема о том, как трудно общаться и, вообще, взаимодействовать с людьми, которые ведут себя неправильно, поскольку они не были на «нашем чудесном тренинге», где бы им «открыли глаза и научили жить».
Вдобавок, в рамках психокультов создаются своеобразные доски почета, на которых висят, так сказать, «успешные выпускники», а также проводятся самые настоящие «партсобрания», на которых участники тренингов делятся своими зачастую мнимыми и даже выдуманными историями успеха.
Конечно, такой культ самих себя позволяет упростить достижение одной из важнейших целей психокульта – оторвать участников тренинга от общества, друзей, семьи. Поэтому хотя в рамках психокульта речи не идет о том, чтобы его адепты уехали в другой город и проживали бы вместе в перенаселенных квартирах, но наличие весьма жесткой границы по типу «свой-чужой» между адептами психокульта и другим людьми зачастую совершенно очевидно.
Нужно помнить и о том, что все психокульты, как и многие секты, построены на идее быстрых улучшений, мгновенного решения проблемы, на применении чудодейственных средств, которые быстро преобразуют личность, трансформируют человека, превращая его в принципиально иное существо.
В психокультах все это называют психотехнологиями.
Действительно, лидер психокульта, как правило, провозглашает, что обладает некими чудесными психотехнологиями достижения успеха, богатства и счастья в личной жизни. Конечно, эти психотехнологии представляют собой типичный пример приманки для ничего не подозревающих жертв и являются не более чем красиво упакованными пустышками, которые точно не могут помочь, но зато могут принести ощутимый вред – разрушить карьеру, семью, вогнать в депрессию, поставить на грань суицида.
Эта научная необоснованность, лженаучность психотехнологий, предлагаемых психокультами, во многом связана с тем, что психокульты родились из идей «Нью Эйдж», таких, как расширение сознания, биоэнергетика, биотоки, сила мысли и позитивного мышления, скрытые ресурсы и польза измененных состояний сознания и пр. Ну, а к этим ньюэджевским идеям было очень легко подмешать различные лженаучные идеи, представляющие собой глупости, мифы и являющиеся существенными искажениями современной научной картины мира и, по сути, лжепсихологией.
Подчеркнем в связи с этим, что психокульты, прикрываясь психологическими и психотерапевтическими терминами, создают иллюзию собственной научной обоснованности и легитимности, иллюзию наличия достоверных знаний о психике человека, о ее здоровье и нездоровье, и, главное, иллюзию обладания технологиями решения психологических проблем.
Кстати, справедливости ради, надо сказать, что психотерапевтические термины и методики довольно легко использовать в рамках создания психокульта, поскольку современная психотерапия во многом являет собой пример и мифов, и научно не обоснованных концепций, и ньюэйджевских идей.
Заметим также, что поскольку психокульты активно предлагают свои услуги именно в области решения психологических проблем, проблем потери смысла, пассивности, депрессии, постольку, по сути, тут речь идет о паразитировании опасных в своих заблуждениях дилетантов на услугах действительно квалифицированных специалистов. Поэтому одним из главных ударов по психокультам могло бы стать активное просвещение населения в области научной психологии.
В заключение отмечу, что если вы или ваши близкие, как вам кажется, попали в психокульт, то вы можете связаться со мной, чтобы мы постарались вместе решить эту проблему.
Вы можете пожаловаться на тренинг